Как формируются зависимости у детей?

Опубликовано в Воспитываем друг друга

alcohol-abuse-and-dependencСовременные родители столкнулись  с проблемой детства, неведомой  предыдущим поколениям. Дети и подростки  вовлекаются в употребление психоактивных  веществ и активные формы деятельности, связанные с получением интенсивных эмоций. Причины изменений в поведении ребенка чаще всего не видны, так как они скрыты в самой семье и психологических особенностях подростка.

Зависимое поведение специалисты  называют аддиктивным. Путем изменения своего психического состояния зависимый человек стремится уйти от реальности окружающего мира. Порой это происходит неосознанно, так как побуждающие мотивы он сам не в силах объяснить.

Изучая особенности аддиктивного (зависимого) поведения детей и  подростков, исследователи выделили факторы риска (которые усугубляют появление зависимого поведения) и факторы защиты (которые снижают эту возможность).

Зависимости у детей: факторы риска

Личные  факторы риска зачастую связаны с низкой самооценкой, нереализованности своих устремлений, непониманием жизненной перспективы, отсутствием социально позитивной системы ценностей, низкая стрессоустойчивость, частые кризисные ситуации.

Семейные факторы  риска отражают несостоятельность воспитательной позиции семьи:

- отсутствие позитивной системы контроля, конфликтность,

- неправильный  стиль воспитания,

- отсутствие  доверия между детьми и родителями,

- повышенная  требовательность,

- уровень тревожности  матери,

- непоследовательность  в методах воспитания

- несогласованность  между родителями.

dependences-for-teenagersНемалую роль в  возникновении зависимостей играет значимое окружение подростка – среда сверстников. Факторами риска становятся низкий статус подростка в группе, в школьном коллективе, асоциальные ценностные ориентации подростковой группы, неумение противостоять групповому давлению.

Нередко факторами риска являются школьные трудности. Плохая успеваемость в школе связана не только с низким уровнем интеллекта и учебных навыков. Адаптация к школьному обучению затрагивает и сферу общения ребенка с одноклассниками и педагогами. Большое значение имеют притязания родителей по поводу школьных успехов сына или дочери.

Зависимости у детей: анализируем собственное поведение

В жизни одного ребенка может  проявиться как один фактор риска, так  и сочетание нескольких факторов. Родителям, желающим предупредить возникновение  различного рода подростковых проблем, в том числе зависимого поведения у своих  детей, нужно проанализировать собственное поведение и образ жизни семьи.

1) Каково ваше собственное отношение  к алкоголю, компьютерным и азартным  играм, перееданию? Не расходятся  ли ваши слова с делом? Дети  выбирают те пути, которые родители  тщательно заметают. Можно не  раз говорить ребенку о том, что «хорошо-плохо», но собственным примером перечеркнуть все слова.

2) Какой в вашей семье стиль  воспитания? Оптимальный, педагогически  оправданный – это безусловная любовь в сочетании с разумной  требовательностью. Другие стратегии  родительского поведения — авторитарность, чрезмерная опека, попустительство — вызывают у детей желание отстраниться от семьи.

3) Есть ли в вашей семье традиции? Чем наполнено семейное свободное  время? Какие ценности соединяют  и укрепляют семейные связи?  Чувство сопричастности к семье — фактор защиты для вашего ребенка.

4) Если исчезнет телевизор, сотовый  телефон, компьютер, то чем  ребенок будет заниматься дома? Нормально развивающийся ребенок всегда должен что-то делать. Отсутствие перспективы деятельности обедняет его жизнь. Проблема свободного времени детей — основная в профилактике зависимого поведения.

Эти вопросы вскрывают  лишь часть причин, ведущих к формированию зависимостей у детей. Безусловно, очень  трудно бывает перестроить привычный ход семейной жизни. Но … родительская любовь и мудрость все преодолеет!