Сказкотерапия для детей

Опубликовано в Воспитываем друг друга

fairy-tale-03-2Сказка ложь – да в ней намек, добрым молодцам урок. Опираясь на эту с древних  времен известную формулу, наши родители рассказывали и читали нам сказки. Да и мы продолжаем рассказывать и  читать их своим детям. В помощь родителям  добавились еще и мультипликационные и художественные фильмы-сказки.

Однако редко кто из родителей задумывается над тем, в чем именно проявляется удивительное воспитательное свойство сказки. Сегодня чаще всего сказку используют как способ занять ребенка, пока взрослые увлечены своими делами. Но с недавних пор в среде психологов и психотерапевтов появился термин «сказкотерапия». И теперь уже научно доказано, что сказка по-настоящему формирует сознание ребенка, влияет на его настоящее и будущее. А значит, родителям стоит уделить особое внимание влиянию сказок на ребенка.

Что же такое  сказкотерапия для детей? Как она применяется и чего можно достичь, используя этот метод? Существует несколько вариантов. Прежде всего, родители могут использовать уже существующие сказки (народные или авторские) для понимания того, как формируется мышление и мироощущение их ребенка. Это «тестовое» использование сказкотерапии. Для этого родителям не нужно обладать богатой фантазией. Вполне достаточно, прочитав ребенку сказку, обсудить с ним ее содержание. Задать вопросы, внимательно выслушать ответы. Что ребенок понял из услышанного (или увиденного, если обсуждаете видео-версию)? Какие персонажи сказки ему понравились или не понравились? Что бы он хотел изменить в сюжете?

fairy-tale-03-1Предложив ребенку изменить сказку, придумать  свое развитие событий, вы перейдете  к следующему этапу сказкотерапии. Изменение известной сказки — процесс столь же творческий, как создание сказки собственной. Возможно, вы сами удивитесь, когда ребенок раскроет перед вами свой внутренний мир. Ведь создаваемая им сказка — отражение его переживаний, страхов, размышлений. Рассказывая вам о том, что происходит «за далекими морями, за высокими горами», ребенок, по сути, объясняет вам то, что творится в его душе. Задача взрослого в этот момент заключается в том, чтобы понять это. И, при необходимости, направить фантазию малыша, наводящими вопросами помочь найти выход из тревожащей ситуации.

В целях  терапии сказки можно и нужно  не только читать и обсуждать. Хорошо «олицетворять» их, обыгрывать вместе с ребенком. Для этого можно  использовать кукольный театр, ролевые  игры, в которых вы и ребенок  будете перевоплощаться в разных сказочных героев. В этом случае сказка станет развивающим и обучающим  материалом, поможет вам и ребенку  сблизиться, обрести взаимопонимание. Помогут в этом и простые поделки из пластилина.

Метод сказкотерапии эффективно помогает справиться с детской ревностью к братьям и сестрам, выявить и устранить причины проявляющейся агрессии малыша, его нервозности или неуправляемости. В этом случае сказкотерапия проявляет уже свои психотерапевтические, лечебные возможности. Здесь будет лучше, если с ребенком и родителями будет работать специалист (психолог или психотерапевт). Именно специалист сможет подобрать ту сказку, которая наилучшим образом отобразит ситуацию и сформирует вопросы, дающие решение проблемы.

Кстати, эффективнее  всего сказкотерапия работает тогда, когда главным героем сказки становится сам ребенок. В возрасте 3,5-4 лет он уже четко разграничивает реальность и волшебный придуманный мир, поэтому способен абстрагироваться и оценивать со стороны действия сказочных персонажей. И именно тогда, когда в сказке действует он сам, ему проще всего разобраться в своих чувствах, в происходящем вокруг него. Такую сказку родители могут придумать сами. Можно самим нарисовать и написать книгу, вклеить в нее картинки из детских книг и фотографии самого малыша. А можно заказать книгу со сказками про своего ребенка. И в его библиотеке будет уникальная, но самая настоящая книга о нем самом.

Какой бы способ вы не выбрали, сказкотерапия будет полезна для вас и вашего ребенка. Ведь именно через сказку, в первую очередь, ребенок познает окружающий мир и законы нашего общества. И от того, как будут им восприняты эти законы, какой жизненный сценарий будет создан в детстве, будет зависеть не только то, возникнут ли какие-либо подростковые проблемы, но и его взрослая жизнь.