Ребенок и коллектив

Опубликовано в Воспитываем друг друга

scared-childВсем детям рано или поздно приходится осваивать нормы коллективной жизни. Чем удачнее пройдёт у ребёнка первый опыт социальной адаптации, тем легче ему будет решать аналогичные задачи в более взрослом возрасте. В общем, процесс привыкания к новому коллективу сводится к торможению существующих на данный момент психологических связей и быстрому формированию новых. Понятие адаптации включает в себя целый спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от личных особенностей ребёнка и сложившихся семейных отношений.

Основными признаками неудачной адаптации в коллективе являются неврозы, которые в зависимости от возраста и индивидуальности ребёнка могут проявляться в нарушении сна, аппетита, детских капризах, замкнутости, ухудшении общего эмоционального фона.

Чаще всего начало коллективной жизни связано с поступлением ребёнка в детский сад. Несмотря на то, что многие современные родители считают обучение в детских садах малоэффективным, им всё же не стоит лишать малыша возможности общения со своими сверстниками. Кроме того, взрослые обязаны подготовить его к посещению детского сада, максимально поспособствовав адаптации детской психики к новым условиям.

Ребёнка необходимо постепенно отучать от частых контактов с мамой, привязанность к которой в этом возрасте очень сильна, одновременно расширяя круг его общения и прививая мысли о самостоятельности. Примерно за месяц до оформления малыша в детский сад желательно сводить его туда на прогулку для первого ознакомления.

Детям, с трудом привыкающим к жизни в составе группы, воспитатели также должны уделять на первых порах особое внимание.

В школьном возрасте проблема адаптации в коллективе проявляется особо остро в подростковом периоде. На данном этапе актуальны проблемы самоутверждения, отстаивания своей индивидуальности и морально-нравственных ценностей. Основой для обретения уверенности в себе могут стать упражнения для подростков — получив видимый результат, ребенок частично решит проблему самоутверждения.

Успеваемость подростка и его общее развитие напрямую зависят от благоприятной обстановки в коллективе. Поэтому необходимо сделать всё возможное, чтобы дети, обучающиеся в одной группе, чувствовали себя единой командой, а конкуренция носила здоровый и конструктивный характер.

В этом возрасте особое значение имеет внимание к подростковым проблемам со стороны педагогов и родителей, а главной потребностью подростка является понимание.

На помощь учителям и родителям приходят и современные психологи, рекомендующие тимбилдинг для детей — систему специальных игровых тренингов. Грамотно организованный детский тимбилдинг способствует сплочению детей, формированию командного духа, установлению дружеских связей и взаимной поддержки между сверстниками.

Прекрасным поводом для проведения подобных мероприятий могут послужить детские праздники. Если у вас нет возможности или желания самим заниматься приготовлением всяких вкусностей, вы можете заказать кейтеринг, а все свое внимание уделить организационной стороне. Командные или сценарно-ролевые игры, творческие конкурсы, спортивные состязания – наиболее распространенные примеры тимбилдинга. А детям наверняка придутся по вкусу выездные тренинги, совмещённые с экскурсионными мероприятиями или пребыванием на природе.

Удачное сочетание игрового начала, познавательных моментов и коллективного характера делают детский тимбилдинг эффективным способом развития дружеских отношений среди сверстников.

Независимо от выбранных средств психологической поддержки, взрослым необходимо помнить, что только уважение и желание понять ребёнка помогают воспитать психологически устойчивую к стрессам, уравновешенную личность, способную полноценно развиваться и комфортно себя чувствовать в коллективе сверстников.