Особенности общения детей: няня, детский сад, школа

Опубликовано в Воспитываем друг друга

nyanya1Итак, решение принято: малышу нужна няня. Для детского коллектива он еще мал, нужно, чтобы подрос и окреп. Вам предстоит решить нелегкую задачу выбора: бабушка или человек со стороны. В наш стремительный век, когда бабушки еще молоды и работают, это серьезный вопрос. В первую очередь, необходимо уяснить и понять, что, привязывая родителей к внукам, вы вторгаетесь в их личную жизнь. Бабушки как палочки-выручалочки могут прийти на помощь в вечернее или воскресное время, но не на всю неделю, потому что жизнь на две семьи не увенчается успехом. Бабушка выдохнется, и проблем станет значительно больше.

Если вы считаете, что вы современные люди, тем более что жена увлечена продвижением по службе, то и проблему необходимо решать по-новому. Разумное решение — найти няню.

Няня

Няни бывают разные: на несколько часов, на полный рабочий день, приходящие, с проживанием и т. д. Решать и выбирать вам. Но няня не сразу приступает к выполнению своих обязанностей. Необходимо, чтобы ребенок привык к новому человеку, научился ему доверять. Для начала следует, чтобы выбранная няня приходила в дом и общалась с малышом в вашем присутствии, затем оставалась с крохой на час, два и т. д. Привычный режим малыша не должен нарушаться, результатом стресса может стать как запор у новорожденного, так и масса других проблем. Процесс адаптации пройдет спокойнее, если вы примените тактику разумного дозирования. Если же малыш не может привыкнуть к новому человеку, изменилось его поведение, он стал раздражительным и капризным, понаблюдайте, может быть, няня не справляется со своими обязанностями. Но не спешите делать вывод, присмотритесь, только тогда принимайте решение.

Детский сад

Детский сад — это детский коллектив, пестрый и непредсказуемый, но управляемый, со своим уставом и законами. Ребенку самостоятельному и уверенному в себе и собственной безопасности влиться в него значительно легче, чем неуверенному и тихому малышу. В новом обществе свои порядки, свои ценности, свои лидеры.

Этот мальчик — драчун и забияка, его опасаются, опасается и он. Когда приходит чужак, новенький, он охраняет безопасность своего «я», поэтому может проявить детскую агрессию только для того, чтобы убедиться, что ему самому ничего не угрожает.

Притирка характеров происходит довольно быстро, все встает по местам, если дети ведут свои маленькие разборки под присмотром воспитателя, но без его вмешательства. Если встревает взрослый, то мир восстанавливается не сразу.

В любом случае вам необходимо будет подготовить малыша к посещению детского сада. Постарайтесь настроить ребенка на положительный лад. Побывайте в группе, погуляйте с детьми на улице, познакомьтесь с воспитателями. Опять же поможет разумное дозирование.

Выбор детского сада — довольно трудное дело. Все больше и больше открывается частных детских садов, семейных детских садов, где мама берет на неполный или полный рабочий день других малышей, имея своего. Это и заработок, и полноценное общение с детьми. Каждый выбирает приемлемый вариант. Ясно только одно: ребенок, не прошедший процесс общения и адаптации в детском коллективе, в школе может испытывать серьезные трудности.

Школа

podrostok-2Школа — серьезный шаг в жизни ребенка. Выбор учебного учреждения происходит по воле и желанию родителей. Ребенку остается полагаться на выбор папы и мамы. Когда ребенок идет в школу, контроля становится еще меньше. Мама и папа уже не находятся с ребенком 24 часа в сутки, в лучшем случае видят его вечером после работы.

Уже говорилось, что поступление в школу совпадает с одним из кризисов, кризисом школьного возраста (или адаптации к школе). Ребенок, стремящийся и получивший свободу, пытается уравновесить понятие «я хочу» с понятием «надо». Ему хочется самоутвердиться, а тут эти уроки. Его уже почти приняли в компанию взрослые ребята, а тут контрольные. И мама зовет делать уроки, и папа не разрешает сидеть у компьютера.

Если в это время родители делают акцент на понятии «надо», то, как правило, это создает помехи развитию личности, настоящей учебе, потому что сопротивление захлестнет и пустит ребенка вразнос. Если победит понятие «хочу», то итог будет тот же. И где выход? В терпении, доверии, воспитании самостоятельности, способности малыша обращаться с предоставленной ему свободой.

Если свободы до сего момента не было, то, получив ее, ребенок не знает, что с ней делать, как ей распорядиться. Поэтому он старается как можно скорее от нее избавиться. Поэтому он и примыкает к дворовым компаниям, не имея привычки быть самим собой. А если еще нет и связи с домом, если семья не является защитой, то ребенок остается один., в результате чего впоследствии возникают различного рода подростковые проблемы. Теперь потребность в защите перебивает любознательность, пытливость, потребность в познании.

Ребенку бывает трудно привыкнуть к новому коллективу, поэтому вам, как папе, предстоит научить его преодолевать конфликт между сохранением независимости и подчинением групповым интересам.

Попытайтесь, чтобы ребенок попробовал изменить свое отношение к проблеме под вашим руководством. Научите его:

1) критику в адрес других ребят высказывать с положительной позиции, с желанием помочь;

2) дать понять, что в основном поддерживает то, что пользуется уважением других членов коллектива: ценности, принципы, идеалы;

3) постараться не выступать в качестве агрессора, позволять другим сохранять чувство собственного достоинства, слушать их внимательно, уважать их мнение;

4) переводить свои идеи на язык, доступный и понятный другим, чтобы они не воспринимали его враждебно;

5) зарабатывать кредит доверия для большей личной свободы, не бояться воспринимать господствующие требования, если они не вступают в конфликт с его основными принципами;

6) концентрироваться на задании, которое необходимо выполнить, а не на отдельных личностях, не на достижении статуса;

7) принимать во внимание фактор времени, иметь его запас, чтобы отсрочить ответ, а также выбрать способ действия.