Истерики у ребенка - возрастные кризисы или неправильное воспитание?

Опубликовано в Воспитываем друг друга

isterikiС детскими истериками знакомы многие родители. Кто-то пытается с ними бороться, кто-то вздыхает: «Что поделать – возрастной кризис…»

Всегда ли кризис сопровождается истериками? Все ли дети подвержены кризисам? Давайте, для начала, разберемся с понятиями.

Термин «возрастной кризис» введен в психологию Л.С. Выгодским. Жизнь человека состоит из нескольких относительно стабильных периодов, характеризующихся набором личностных качеств. При смене периодов происходит изменение личности человека, которое и называют возрастным кризисом.

Истерика – это активный протест, выражаемый в демонстративной форме. То есть, следуя теории Л.С. Выгодского, возрастные кризисы переживают абсолютно все дети. Но то, как именно будет проходить кризис у ребенка, зависит от родителей.

Детские психологи выделяют три кризиса в дошкольном возрасте: кризис новорожденности, кризис одного года и кризис трех лет.

После рождения вес ребенка сначала несколько снижается, но потом начинает увеличиваться. Кризис новорожденности врачи определяют от рождения, до того момента, когда малыш снова наберет свой первоначальный вес. Новообразование этого кризисного периода – комплекс оживления, т.е. движения ребенка становятся целенаправленными, он фокусирует взгляд, прислушивается, пытается привлечь к себе внимание. В этом возрасте ребенок не умеет капризничать. Если он плачет, значит испытывает дискомфорт. Надо бросать все дела и бежать на помощь. Однако уже в этом возрасте можно предупредить у ребенка формирование привычки добиваться своего криком. Старайтесь взять ребенка на руки до того, как он заплакал, будьте внимательны к его потребностям. Малыш в любом случае добьется своего, поскольку то, чего он добивается, необходимо ему для выживания. Но вот научится ли он требовать этого криком – полностью зависит от родителей. «Экономьте слезы младенца» - говорит японская пословица, а в Японии знают толк в воспитании малышей.

К году ребенок начинает ходить и осваивает первые слова. Его возможности исследовать окружающий мир и воздействовать на него значительно расширяются. Он начинает чувствовать себя самостоятельным. Проблема заключается в том, что не все его возможности безопасны для него. Поэтому в его жизни появляется множество запретов, которым он активно сопротивляется. Чем меньше запретов будет в жизни ребенка в этот период, тем лучше. Бесполезно запрещать ребенку трогать острые предметы, лекарства, стиральный порошок и т.д., лучше уберите все это так, чтобы он не мог добраться. Отвлекайте внимание, предлагайте альтернативу. Ребенок заинтересовался вилкой? Не отбирайте, положите рядом черпак или лопатку. Он сам оставит вилку и займется новым объектом. А с вилкой вы его познакомите за обедом. Вопрос ребенка «Что это?» в этом возрасте надо понимать как «Что с этим делать?» Наберитесь терпения и объясняйте.

В возрасте от 2,5 до 3,5 лет у ребенка резко увеличивается словарный запас и он впервые получает возможность высказывать свое мнение. Обычно это занятие ему нравится, и он гнет свою линию везде и всюду. Многие родители приходят в ужас от изменений в поведение своего ребенка. Но выход есть: в этом возрасте с ребенком надо договариваться.

Вот несколько советов, которые могут помочь вам в трудной ситуации:

  1. По возможности, не ограничивайте самостоятельность ребенка: пусть сам одевается (времени потребуется больше, потому собираться начинайте раньше), сам моет чашки (купите заранее посуду подешевле), стирает вместе с вами и т.д. Некоторых материальных потерь здесь не избежать, но взамен получите спокойную жизнь и самостоятельного ребенка к 5-6 годам.
  2. Создавайте иллюзию выбора: «Какие бантики наденем к этому платью: белые или красные?» (Если скажет «зеленые», надевайте зеленые, зато платье надето то, которое вы хотели).
  3. Что нельзя, то нельзя. Нельзя никому: ни ребенку, ни вам, ни вашей кошке.
  4. Обращайтесь к ребенку за помощью в мягкой дружелюбной форме при любом удобном случае.
  5. «Семь раз отмерь, один отрежь». Тщательно обдумывайте свои требования в важных вопросах. Если сказали, что должно быть так, а не иначе, то объясните малышу, почему именно так и твердо стойте на своем.

Кризисы – это важные периоды в жизни каждого ребенка, они необходимы для формирования личности ребенка. Будут ли кризисы сопровождаться капризами и конфликтами? Да, скорее всего полностью капризов избежать не удастся, но всегда можно смягчить ситуацию и направить действия ребенка в нужное русло.