Гиперактивный ребенок – каков он?

Опубликовано в От семи до двенадцати

hyperactive-child1Если ребенок долго апатично сидит или лежит, то любая мама встревожится: не заболел ли ее малыш? Нет ли у него температуры? Всем известно, что дети необычайно подвижны и активны – такова их природная закономерность развития. Поэтому естественную активность ребенка не принято ограничивать.

А как быть, если ребенок чрезмерно подвижен? Многое зависит от самого ребенка, от его темперамента и характера. Но все же имеются дети, которых врачи признают гиперактивными.

Гиперактивный ребенок: симптомы

Именно про таких детей принято говорить: « Весь как на иголках!». Гиперактивный ребенок не посидит ни минутки, он постоянно двигается, суетится, у него непрестанно в движении руки и ноги. Такие дети вечно что-то крутят, расстегивают, мнут, барабанят пальцами или теребят. Голова тоже постоянно движется, она постоянно вертится в разные стороны. В движении находится даже рот: ребенок то высунет язык, то прикусит губу, то растянет губы в гримасе.

Кроме того, чрезмерная подвижность — не единственная характеристика гиперактивных детей. Они часто бывают капризны, плаксивы, беспокойны. Для такого ребенка будет характерна неусидчивость и повышенная отвлекаемость. Гиперактивные дети не могут сконцентрироваться, иногда отличаются агрессивностью. Такие дети характеризуются  отсутствием внимания, чрезмерно реагируют на шум и свет, зачастую плохо спят, а во время бодрствования возбуждены и очень подвижны.

Когда ребенку исполняется три года, уже заметно, что ему тяжело сосредоточиться на чем-либо, он не может спокойно послушать сказку, не способен играть в обычные игры, которые требуют внимания и концентрации. Особенно ярко видны нарушения в поведении ребенка, если возникает ситуация, которая требует организованности, например, детский утренник в садике.

hyperactive-childКогда ребенок пойдет в школу, выяснится, что он совершенно не может спокойно сидеть на уроке, постоянно отвлекается, ходит по классной комнате. Повышенная импульсивность и возбудимость сочетается с трудностями в изучении школьной программы. Может оказаться, что ребенок отстает по умственному развитию от других детей. Именно поэтому заниматься с гиперактивным ребенком нужно начинать еще в раннем детстве, желательно до школы. Начинать занятия необходимо с простых индивидуальных упражнений, постепенно переходя к групповым занятиям. Сегодня разработаны целые комплексы достаточно эффективных упражнений. Очень хорошо влияют на развитие концентрации и внимания игры для гиперактивных детей, ведь каждый ребенок любит играть.

Гиперактивный ребенок: причины явления

Проблема гиперактивности уже давно изучается детскими невропатологами и психологами. Неблагоприятно протекающая беременность тесно связана с гиперактивностью ребенка. Такие факторы,  как токсикоз, заболевания внутренних органов и нервные стрессы могут повлиять на развития плода. Неблагоприятное действие на плод может оказать прием лекарственных препаратов, нехватка витаминов и аминокислот. Все эти факторы могут вызвать нарушения в развитии плода, а в частности - нервной системы.

Гиперактивный ребенок: что делать?

Если ребенок признан гиперактивным, то не нужно ни в коем случае подавлять его повышенную двигательную активность. Нужно выбрать несколько другую тактику – направить чрезмерную активность ребенка в нужное русло. Режим дня ребенка должен предусматривать обязательную зарядку, активные игры на улице, частые прогулки. Очень полезны игры, направленные на развитие внимания. Ведь именно недостаток внимания является основной проблемой гиперактивных детей. Физические упражнения снимут мышечную и нервную активность, а это позволит ребенку сконцентрировать свое внимание на учебе.

Педагогам необходимо отнестись к гиперактивным детям с повышенным вниманием. Такого ребенка лучше посадить на первую парту, чаще вызывать для ответа, можно доверить такому активному ребенку разнообразные поручения, например, вытереть доску, полить цветы, принести мел. Это будет незаметно для других детей, а ребенок сможет немного «разрядиться» и сконцентрировать внимание на уроке.